«Волга» держит экзамен. Тест-драйв, которому 60 лет

20 Фев 2015 | Автор: | комментария 22 »


Сегодня практически любую модель Lada можно заказать с роботизированной или автоматической трансмиссией. Но мало кто знает, что первой отечественной машиной, которая лишилась педали сцепления, стал ГАЗ М21. В июле 1955 года завод устроил презентацию новинки, а спустя несколько дней в журнале «Огонек» был опубликован материал корреспондента Владимира Полынина - тест-драйв первого автомобиля с «автоматом».

У пересечения Ленинградского шоссе и улицы «Правды» был дан старт автомобильному пробегу Москва - Симферополь – Москвa. Это составная часть государственных испытаний опытных образцов автомобилей «Волга» выпуска Горьковского автомобильного завода имени В. М. Молотова. Вместе с ними в пробеге участвовали испытываемые для сравнения с «Волгой» две серийные «Победы», один «ЗИМ», иностранные машины последних выпусков: американские «Форд Мейнлайн», «Шевропе Пауэр Глайд» и английская «Стандард Вангард». Замыкали колонну опытный образец нового отечественного малолитражного автомобиля и вездеход-горьковчанин М-72.


«Форд Мейнлайн», «Шевроле Пауэр Глайд», «Стандард Вангард»

По сигналу руководителя испытаний А. Н. Понизовкина, мастера спорта, колонна трогается с места.

Яркая окраска, зеркальные линии хрома, выдвинутый далеко вперед широкогрудый капот, сглаженные, как бы зализанные мощными струями встречного ветра крылья, резко обрывающиеся боковые линии, мощные фары под сверкающими веками-козырьками - все это придает «Волге» нарядный вид, ту стремительность, которая выражена и в несущемся над капотом стальном олене, древней эмблеме Нижнего Новгорода.

Все три «Волги» - бирюзовая, цвета слоновой кости и вишневая - перед далеким рейсом испытывались в условиях интенсивного уличного движения столицы.


Колонна испытательного автопробега на улице Горького в Москве

Испытатели проложили по улицам и переулкам Москвы сложный и запутанный маршрут протяженностью свыше сорока километров. Он идет то от периферии к центру, то возвращается обратно. На карте города этот рисунок напоминает контуры многолепесткового цветка, и называют такой маршрут «малой розой» для легковых и «большой розой» для грузовых автомобилей.

...«Волга» идет по «малой розе». Она остановилась перед светофором. Дали зеленый свет. Водитель нажимает педаль-акселератор, и машина плавно и быстро набирает нужную скорость. Водителю не приходится снимать рук с руля, чтобы переключать, как обычно, передачи. Не нужно и выжимать сцепление. Сцепления в новой машине вообще нет. Вместо трех педалей и одного рычага (акселератор, тормоз, сцепление, переключение передач) здесь только две педали: акселератор и тормоз. Вы либо нажимаете правую педаль и разгоняете автомобиль до максимальной скорости, либо нажимаете левую и останавливаете его. Обе эти операции можно делать одной ногой. Нет в автомобиле и кнопки стартера. Чтобы завести двигатель, достаточно повернуть ключ в замке зажигания.



Подсчитано, что в Москве в среднем на каждые сто километров пути водитель «Победы» должен 125 раз включать первую передачу, 204 раза вторую, 150 раз третью, свыше 500 раз выжать педаль сцепления. Сколько физической силы надо затрачивать водителю такси или автобуса, если их машины в течение рабочего дня проезжают не одну сотню километров! Автоматика, установленная на «Волге», нужна каждому автомобилю, и в недалеком будущем она заменит механическую коробку передач, так же, как стартер в свое время заменил заводную рукоятку.

... За рулем сидят опытные водители. Михаил Метелёв - мастер спорта, дважды завоевывал звание чемпиона Союза в автомобильных гонках. Он испытывал первый опытный образец «Победы». Он же ведет «Волгу 1», Яков Рябинин - мастер спорта, чемпион страны 1954 года. Николай Сорокин - мастер спорта, рекордсмен страны.


Такую картину можно наблюдать на каждой остановке

Колонна идет на Мценск. Пасмурная погода сменяется дождем, дождь - ливнем. Стеклоочистители едва справляются со своими обязанностями. Председатель государственной комиссии по испытаниям доктор технических наук Д.П. Великанов приказал развить предельную скорость. «Волги» идут отлично. Безукоризненная подвеска прочно удерживает шины на скользкой дороге. Они проходят повороты, не снижая скорости.



Автомагистраль «Москва-Симферополь» - отличная дорога. Иногда даже досадуешь на ее однообразную прямолинейность и радуешься каждому повороту, накатистой горке, уютному и живописному домику дорожного мастера. Мы ехали очень быстро, уходя от наступавшего с севера ненастья. У Чонгарского пролива нас приветливо встретили и крымское солнце и южное лето. Пышет жаром раскаленная дорога, пробегают мимо тучно взошедшие хлеба, строгие рядки кустиков кукурузы, яркой киноварью окрашены распустившиеся маки.

После двух суток пути автомобили тщательно осматривают на Симферопольской станции обслуживания. Машину ставят на небольшую стальную раму. Поворот рубильника - и через считанные секунды она оказывается приподнятой на высоту человеческого роста. Почти полуторатонный груз держится на неширокой стальной колонне, и не составляет никакого труда поворачивать на ней автомобиль в любом направлении.


Экзамен на проходимость

Крым стал для испытателей автомашин гигантским естественным автодромом. Здесь можно найти и прямую, как стрела, асфальтовую магистраль, и грязную, топкую низину, и крутые виражи горных дорог, и пыльный неровный проселок, Раскаленная жара скалистого побережья сменяется разреженной прохладой вершины Ай-Петри.

В течение нескольких дней на ровном и прямом 27-м километре автомагистрали Симферополь - Москва, отмеченном с обоих концов красными флажками, проводились испытания на экономичность двигателя, быстроту разгона и максимальную скорость. На переднем щитке перед контролером привинчивается прибор со стеклянной мензуркой. Количество горючего, потребляемого двигателем на различных скоростях, учитывается с точностью до одного кубического сантиметра. Шоферы проезжают на автомобилях в обоих направлениях по контрольному участку на различных постоянных скоростях: от 10 до 100 и более километров в час. Неловкое движение, лишний поворот руля, неверное нажатие на педаль-акселератор приведут к ошибке, введут заблуждение контролеров, испытателей, конструкторов. Вот почему на таких заездах руль доверяется только опытнейшим водителям. Как только кончается заезд, вынимают логарифмические линейки, чертят графики, составляют таблицы. Все с нетерпением ждут результатов опыта. Он решает судьбу долгом и напряженной работы автомобилестроителей.



В ясную безветренную погоду, ранним утром, когда асфальт не успел еще размякнуть от жары, проводились испытания на максимальную скорость. Водитель первой «Волги» Михаил Метелёв снимает флагманский флажок: он увеличит сопротивление ветра и снизит результат. Инженер Р. К. Клуцис в последний раз проверяет регулировку карбюратора. Главный конструктор Н. И. Борисов, ведущие конструкторы А. М. Невзоров, Б. Н. Попов, А. И. Черномашенцев молча ждут в стороне. Прогревается мотор. Машина уходит на старт. Остальные автомобили загнаны за обочины, в безопасном месте встали и мы. И вот на горизонте появилась бирюзовая «Волга» с зажженными фарами - сигналом максимальной скорости. Машина идет, плотно прижавшись к дороге, и слышно, с какой неохотой расступается перед ней воздух. Мы даже не успеваем разглядеть лиц испытателей, сидящих в машине. Дистанция пройдена. «Волга» возвращается в колонну. Все окружают «Волгу»: каков результат? Один километр пройден менее чем за полминуты. Скорость - 130 километров в час.



Труднейшей горной дорогой в Крыму считается подъем на Ай-Петри. Непрерывно сменяющие друг друга крутые повороты заставляют водителей лихорадочно вертеть баранку руля то в одну, то в другую сторону.

Один поворот круче другого. От непрерывных заносов и юза пронзительно визжат покрышки, нагреваясь до того, что долгое время после остановки к ним нельзя притронуться рукой. С такой быстротой наверняка не будут ездить обладатели новой машины, но испытатели считают, что она должна выдерживать и эту предельную нагрузку.



Есть в Крыму уголки, мало знакомые курортникам. В нескольких десятках километров от Симферополя на территории совхоза «Путь к коммунизму», в густой чаще кустарников и деревьев лежит глинистый заброшенный проселок. Неестественным казалось видеть красивый, рожденный для больших скоростей автомобиль барахтающимся в глубоких колеях хлибкой грязи. Разбрасывая столбы воды, он перескакивает заплывшие канавы, выкарабкивается из засасывающего морского песка. «Волга» должна пройти там, где проходила «Победа», и испытания показали, что она даже превосходит свою предшественницу в проходимости.


Третий прототип М21. Обратите внимание на дополнительную рампу с контрольными приборами

За время пробега колонна прошла более 8 тысяч километров. И где бы машины ни останавливалась: в Туле или Харькове, Запорожье или Зеленом Гае, в Севастополе или маленьком крымском селении, - везде нас обступали люди, они с придирчивым любопытством рассматривали новый автомобиль. Пока водители под неусыпным оком контролеров получают горючее, поставив машины для полного наполнения баков на специальные подставки, остальные участники пробега невольно превращаются в экскурсоводов. Вопросов десятки. Тут же даются справки: мощность двигателя – 70 сил.



Бензина берет столько же, сколько и «Победа». Есть радиоприемник. Сиденья раскладываются в удобную постель. Отопление более равномерное, чем у «Победы». Смазка центральная: почти все масленки (за исключением трех) смазываются нажатием специальной педали.

Испытания начинались всегда ранним утром, и лишь поздним вечером мы возвращались на свою базу, проходя за день сотни километров по самым различным дорогам. А вечерами в гостинице продолжалась работа. Вычерчивались графики, проводились подсчеты. В пробеге участвовали представители научно-исследовательских институтов, водители многих автопробегов, начиная с Кара-Кумского 1933 года. Они испытывали и отошедшие в историк «газики» и «эмки», давали путевку в жизнь «Победе», «Москвичу», «ЗИМу», «ЗИСу». Все они управляли десятками и сотнями автомобилей многих марок и типов. Каждый из них во время пробеге садился за руль «Волги». Им нравится новая машина, но они не торопятся делать выводы, пока накапливается материал.



По возвращении на завод машины будут разобраны и тщательно исследованы в лабораториях. Возможно, кое-что в конструкции придется изменить, «довести», но главный вывод, с которым мы возвращаемся в Москву, уже сделан: горьковские автомобилестроители создали новый, современный комфортабельный автомобиль.

Владимир Полынин

«Огонек», 1955 год

Фото: автора / ГАЗ

Орфография и пунктуация сохранена

Источник статьи

Комментарии к записи "«Волга» держит экзамен. Тест-драйв, которому 60 лет"
Оставить комментарий
  1. Да, впечатляет.Спасибо, очень интересная статья, рекомендую прочитать от начала до конца!
    Все же етот автомобиль всегда мне нравился, кто би там что не говорил.Да, я люблю старичков)
    Все же " класика " жанра, но что то у нее есть оригинальное, особенное...
    "Волга" держит марку!)

  2. Мне очень понравилась данная статья!
    Так к4ак мне самому пришлось пожить еще в Советском Союзе ,то я знаю достоверно, что автомобилестроению уделялось повешенное внимание и жесткий контроль качества!!
    Вот почему, даже в наше время на дорогах можно встретить все еще много машин Волга
    И это не удивительно, так как металла не жалели и качество было на высоте!!!

  3. Как бы там нибыло "Волга" просто неубиваемый автомобиль, легенда! Скажу больше, таких не будет. это совершенство автопроизводиства!!! Даже современная волга хоть и тяжелая зато крепкая и смотрится всегда элегантно! Я от такой машини неотказался бы никогда, даже еслиб мне она и ненужна была б!

  4. Это же черная молния!_)) Хотя я к волгам не очень отношусь. из за того что у них расход топлива очень большой.

  5. У деда была такая волга, как мы были влюблены в этот автомобиль, на рыбалку, за грибами, везде пролазили.

  6. Що тут можна сказати? А сказати можна тільки саме хороше. Чудесна стаття. Дуже сильно мене заділа. Дала згадати і поринути у спогади коли мій дідусь малим катав мене на такому автомобілі. Було дуже крутезно. Тільки коли я подорослішав і багато зрозумів, а саме про це авто. І кілька років назад, я ради інтересу і минулого сам прокатався на цій кралі. Кращої машини напевно немає. Те що робили в Радянському Союзі ні з чим не порівняєш. Це була бомба.

  7. Думаю волга это классика, которой можно гордится. Приходилось мне ездить на 21 волге у друга была такая, осталась от отца, скажу вам вещь, правда там стоял движок от 24 волги, но все равно авто класс.За статью спасибо, познавательно.Знаю я одну такую волгу стоит у соседа хочу купить восстановить.

  8. Помню был у нас в семье этот автомобиль....машинка-зверь....в ней как в танке..металл наверно вобще никогда не сгниёт)))да и сейчас часто встречаешь Волгу всю только под тюнингом...ценят этот автомобиль и в наше время

  9. Поддерживаю предыдущих комментаторов и полностью с ними согласен, что Волга это не просто машина, а настоящее великое изобретение человека. Мы с отцом каждые выходные ездим на старой Волге, нам ее дед оставил в качестве подарка и памяти. Отец сказал, что отдаст эту Волгу своим внукам, чтобы те знали, о прошлом.

  10. Статья очень увлекательная, помню эту машину ещё с детства. У родителей однокласника была "Волга", запомнилась тем, что это очень просторная машина.
    Это не машина - это история поколений, причём не одного. Да, пусть расход топлива большой, но машина супер. Делали на совесть раньше.
    Когда-то это была машина предствительского класа, да и сейчас выглядит соответствующим образом. Спасибо за статью!

  11. Статья - увлекательный экскурс в историю. Очень интересно и познавательно) действительно детство вспомнилось
    Машинка была что надо, возможно это связано с ностальгическими воспоминаниями из детства, но к "Волге" отношусь с особой нежностью и теплотой

  12. Volga - masina care a fost si va ramine ceva vesnic, ceva care ni se asimileaza cu ceva national, cu trainicie si stabilitate, chiar daca la moment sunt si multe alte tipuri de masini, asta va ramine o relicva a istoriei

  13. Волга это легенда! Что тут ещё можно добавить. Точно такая что изображена на фотографии, была и у моего деда. Воспоминания что остались из детства ни покинут меня ни когда. До сих пор меняя машины, не оставляет чувство что подобного уже не встречу ни когда. То была не машина, подруга, как говорил дед. И я сейчас его очень понимаю.

  14. Статья навевает ностальгию. Волга - действительно легенда нашего машиностроения! Сколько прошло лет, а эта чудо машина все еще встречается на дорогах. Кроме того может уверенно поспорить с любым новым "железом". И нет уверенности, кто победит. Если честно сказать, я бы никогда не променял такой автомобиль на модную иномарку. Но, время идет вперед, меняются вкусы и приоритеты, ничего не поделаешь.

  15. Волга это не машина,легенда! Незабываемые впечатления остались из детства. Точно такая я же что изображена на фотографии, была и у моего деда. Не передать словами и ни когда не забыть мне те впечатления когда, дед выезжая за город разрешал мне немного по рулить. То была моя первая автолюбовь! И сейчас меняя машины с приятным чувством вспоминает ту первую и неповторимую. 😉

  16. Статья навевает ностальгию. Волга - действительно легенда нашего отечественного машиностроения! Сколько прошло лет, а эта чудо машина может легко поспорить с любым новым "железом". И трудно сказать, кто выйдет победителем. А если честно, то я бы никогда не променял такой автомобиль на новую иномарку (смотря конечно какую). Но время бежит вперед, меняются вкусы и приоритеты. Ничего не поделаешь.

  17. Вот это я понимаю автомобиль! Сколько же лет Волга М21 была на высоте. Конечно и сейчас я бы ответил- легендарная советская звезда машин! Дед мой уж сколько на ней переколесил. И везде любые дороги выносила. Мало уже таких моделей встретишь на современных дорогах. А машина таки достойна на прочность и в наши дни!

  18. Автомобиль Волга просто шикарная машина, у моего отца еще была такая машина...до сих пор стоит в гараже,все никак не решусь ее отреставрировать. Все же етот автомобиль всегда мне нравился, кто би там что не говорил.Да, я люблю старичков).Даже современная волга хоть и тяжелая зато крепкая и смотрится всегда элегантно.Поддерживаю предыдущих комментаторов и полностью с ними согласен, что Волга это не просто машина, а настоящее великое изобретение человека. Мы с отцом каждые выходные ездим на старой Волге, нам ее дед оставил в качестве подарка и памяти. Отец сказал, что отдаст эту Волгу своим внукам, чтобы те знали, о прошлом.

  19. Сколько хороших слов было сказана о легендарной а\машине " Волга"! Это не машина,- Это Легенда.А как приятно сесть за руль Этой Легенды и проехаться по городу."Хамерами", джипами людей не удивишь, но когда увидят "Волгу" , то все замедляют свой шаг.Огромное уважение к тем людям которые делают все для того , что бы сохранить эту удивительную машину "Волга"!

  20. Отличная статья о ретро легенде. Я в серьез думаю приобрести одну такую легенду, слушел, что еще через пару лет их можно будет реализовать в два раща дороже. «Волга» выпуска Горьковского автомобильного завода имени В. М. Молотова лучшее достижение отечественного автопрома, точнее Советского. К сожелению уже таких не выпускают, еще в один ряд можно поставить лишь Москвич 412

  21. Мне очень приятно, что вспомнили об одном из самых удачных проектов советского автомобилестроения. Это одна из тех машин, что выпускалась для людей, а не для рекламы успехов советского машиностроения. Отличный дизайн, мягкие формы, хорошие эксплуатационные качества, большая вместительность.
    При правильном уходе этот автомобиль может служить до бесконечности.f

  22. Да уж, были времена! Тест драйв Волги в то время, кто мог подумать, а это ж было! Это ж вот только только от войны оклемались, дома, земли уже почти восстановили и пожалуйста, пробег новым автомобилей! Для того времени-очень шикарный автомобиль, каждый мечтал себе приобрести! Сейчас, да, уже раритет, но даже, если на таком раритете проехаться - все лицезрения будут на твоей стороне!!

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.

Мы в VK
Ваша поддержка
U195748704853
Z327847226100
E126180793423
R164077974946
B589759708821
Читать нас
Связаться с нами
Наши контакты

admin@winauto.in.ua

О сайте

Все материалы на сайте www.winauto.in.ua взяты из открытых источников - имеют обратную ссылку на материал в интернете или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам.

Яндекс.Метрика